Просветление

Восстановив силы, Гаутама отправился к дереву Бодхи. Чувствуя сверхчеловеческую энергию, Он решил отбросить и преодолеть последние сомнения. Пошел дождь, который прибил пыль на дороге, а поднявшийся ветер срывал цветы с деревьев и бросал их под ноги идущему Бодхисаттве. По пути Гаутама набрал травы Свастика (или Куса) — зеленой, мягкой и приятной на ощупь. Достигнув дерева Бодхи, Он трижды обошел его, затем настелил траву корнями наружу и сел, устремив взгляд на восток, выпрямив спину и сосредоточив ум. Потом произнес обет: «Пусть пребывая здесь, высохнет тело, кожа, кости и мясо исчезнет. Но пока не достигну я Бодхи, труднообретаемое даже за кальпы, с места не сдвинусь...»

Первое событие

Первое из этих событий традиционно известно как «Победа над Марой», «сатаной» в буддизме. Будущий Будда сидел в медитации у подножия дерева, когда его атаковали ужасные полчища демонов, различные омерзительные, уродливые, чудовищные фигуры, ведомые Марой. Эти полчища и их атака ярко описаны в буддийском искусстве и поэзии. Они были наполовину животными, наполовину людьми, ужасно обезображенными, рычали, бросали злобные взгляды, полные гнева и ярости, некоторые из них несли огромные палицы, другие размахивали мечами, все они имели угрожающий вид и действительно внушали страх. Но все камни, стрелы и искры, достигнув края светового ореола Будды, превращались в цветы и падали к его ногам. Значение этого очевидно и не нуждается в объяснении, это нужно просто прочувствовать. Будда не волновался, он не шелохнулся при виде этой ужасной атаки. Его глаза остались прикрытыми, он остался в медитации все с той же улыбкой на лице.

Мара пытается одолеть Будду

Поэтому Мара послал против Будды трех своих прекрасных дочерей, чьи имена были Вожделение, Страсть и Наслаждение. Они танцевали перед Буддой, используя все свои уловки, но Будда даже не открыл глаз. Пораженные, они отступили.

Второе событие

Второе событие известно как «призвание в свидетели Богини Земли». После поражения Мара испробовал еще одну уловку. Он сказал будущему Будде:

«Разве ты можешь достичь спасения лишь при помощи одних своих заслуг?» Бодхисаттва возразил: «Ты совершил одно беспрепятственное деяние, и в итоге стал Владыкой Мира Желаний, а я таких деяний совершил множество.

Мара ответил: «Про мое, хотя бы и единственное, знают все, даже ты. А кто знает про твои? Кто подтвердит их, кто?»

«Эта земля станет моим свидетелем, — ответил Бодхисаттва и коснулся земли правой рукой, —Эта земля есть опора всех существ, она беспристрастна и непредвзята, пусть она свидетельствует пред тобой, что мои слова являются правдой!

После этих слов земля шесть раз вздрогнула, и богиня земли Стхавара, наполовину показавшись на поверхности, сложила почтительно ладони и произнесла: «О, высший из существ, Как Ты сказал, так оно и есть. Это очевидно, но, Владыка — Ты сам высший свидетель Истины, богов высший!»

«Я была здесь все время. Люди приходят и уходят, но земля всегда остается. Я видела все его предыдущие жизни. Я видела сотни тысяч жизней, на протяжении которых он практиковал Совершенства. Поэтому я свидетельствую, что он достоин сидеть на троне Будд прошлого».

Будда достигает Просветления

Третье событие

Третья событие известно как «просьба Брахмы». После своего Просветления Будда был склонен оставаться в молчании. Он размышлял: «Эту Истину, эту Реальность, которую я обнаружил, так трудно увидеть, она столь неуловима, что обычные люди, чьи глаза застилает пыль неведения и страсти, не смогут ее увидеть. Поэтому лучше оставаться в молчании, оставаться под деревом Бодхи и не идти в мир для проповедей».

Но тогда ему предстали другое великое видение. Воссиял великий свет, и в центре лучей древняя фигура, фигура Брахмы Сахампати, великого бога Брахмы, Владыки тысячи миров, предстала перед Буддой со сложенными руками. Он сказал: «Пожалуйста, проповедуй, проповедуй истину: есть некоторые, чьи глаза лишь едва застилает пыль. Они оценят, они последуют за тобой». Будда открыл свой божественный глаз и окинул взглядом всю Вселенную. Он увидел всех существ, подобно лотосам в пруду, на различных ступенях развития. И он сказал: «Ради тех, чьи глаза лишь едва застилает пыль, тех, что подобны полураскрывшимся лотосам, я буду проповедовать Дхарму».

Брахма является перед Буддой

Царь змей

Семь недель Будда сидел у подножия дерева бодхи, и в середине седьмой недели разыгралась великая буря. Будда достиг Просветления в мае, а семь недель спустя была середина июля, время начала сезона дождей. В Индии, когда начинается сезон дождей, небо в несколько мгновений становится черным и спускается дождь, который льет не как из ведра, а целыми водохранилищами. Будда находился на открытом месте, под деревом, всего-навсего в тонком одеянии – он не мог почти ничего сделать. Но новая фигура возникла из-под земли: великий змей, царь Мукалинда, Царь Змей. Он приблизился и обернул свои кольца вокруг Будды и замер, развернув свой капюшон над головой Будды, как зонт, и так защитил его от ливня. Этот эпизод часто изображается в буддийском искусстве.

После этого он оставил место под “деревом познания” и перешел к “дереву пастуха коз”, и там пробыл еще семь дней. Мара потребовал от Будды, чтобы он перешел в Нирвану, т.е. умер просветленным, что Будда отклонил, поскольку он должен сначала набрать учеников и распространить свое учение.

Будда переходит к дереву пастуха коз

Тогда Мара сказал: “Семь лет я следовал за тобой, шаг за шагом, и не нашел никакого изъяна. Как ворон, напрасно кружившийся над скалой, я оставляю Гаутаму”. Печально отошел он, и струны его лютни порвались. После того, как Будда под “деревом пастуха коз” победил свои сомнения о том, должен ли он сообщать миру свое познание, и опасения, что люди не поймут его, он решается идти проповедывать.

В возрасте 35 лет в сумерки 15-го дня вайшакхи (май-июнь), когда было полнолуние, Он победил Мару в четырех его аспектах: внешнего Мару Сына небожителя, и трех внутренних: Мару смерти, Мару скандх (болезней) и Мару клеш . Божества, наги и истинные апсары почтили мудреца 16-ю различными способами и 16-ю способами поносили Мару...

Прежде всего он подумал о своих двух учителях, но вскоре узнал, что Алара умер неделю тому назад, а Уддака накануне вечером. Тогда он вспомнил о пяти монахах, которые были около него в Урувеле и после оставили его. Он разыскал их в парке Ршипатане, вблизи Бенареса.

Далее

К разделу "Мифы и легенды"

На главную страницу