Девадатта

Главным личным врагом Будды был Девадатта.

Девадатта был сыном царя Суппабудды и Памиты – тети Будды, а его сестрой была Яшодхара. Таким образом, он приходился Будде шурином и двоюродным братом. Вместе с Анандой и другими царевичами из рода Шакьев он вступил в монашеский орден, когда Будда только начинал свое служение. Девадатта не одолел ни одной из ступеней на пути к святости, поэтому он упорно трудился над тем, чтобы обрести сверхъестественные способности и показать их миру.

Юношей он был хорошим монахом: люди говорили о его милосердии и сверхъестественных способностях. Но вскоре его прельстили мирские почести и слава. Все сильнее он завидовал Будде, все упорнее он желал ему зла. Так Девадатта стал главным личным врагом Будды.

Однажды, посреди большого собрания, в котором принимали участие цари и их наследники, Девадатта подошел к Будде и попросил сделать его главой Сангхи. Поскольку он не обладал необходимыми способностями и нравственными качествами, Будда ему отказал. Это привело Девадатту в ярость, и он поклялся отомстить своему учителю.

Девадатта был злым монахом, но, несмотря на это, у него было много поколонников и последователей. Он вошел в доверие к бывшему царевичу Аджаташатру, и ему и его окружению, бывшим с ним младшим монахам, подавали ежедневно по 500 порций риса на молоке. Не в силах устоять перед такими почестями, Дэвадатта возгордился. Дэвадатта подговорил Аджатасатту убить своего отца, царя Биббисару, преданного сторонника Будды. Аджатасатту заточил отца в темницу, где тот умер от голода.

Девадатта также замыслил расколоть буддийскую общину и убить Будду.

В первый раз он нанял убийцу, чтобы тот напал на Благословенного. Этого человека должны были убить двое наемников, а их в свою очередь – другие четверо. Наконец, с этими четверыми убийцами предстояло расправиться еще восьми. Но когда первый убийца приблизился к Будде, он испугался. Он отложил свое оружие и принял прибежище в Будде. В конце концов все наемники, посланные убить Будду, стали его учениками. Так провалилась первое покушение на жизнь Будды.

Затем Девадатта попытался убить Будду сам. Когда Будда шел по горе Стервятников, Девадатта забрался на самую вершину и бросил в Будду огромный камень. Падая с горы, этот камень ударился о другой, и от него отскочил осколок. Он поранил ногу Будды, и из нее потекла кровь. Будду поднял голову, увидел Девадатту и произнес голосом, исполненным сострадания: “Глупец, ты совершил столько злодеяний, стараясь навредить Будде”.

В третий раз Девадатта напоил спиртным Налагири – свирепого слона-убийцу – в надежде, что тот расправится с Буддой. Издалека увидев Будду, Налагири поднял уши, хвост и хобот и бросился на него. Когда слон подошел к нему совсем близко, Будда окутал его своей любовью (метта). Любовь Будды настолько широка и бездонна, что, приблизившись к нему, слон замер, притих и остановился как вкопанный перед своим господином. Тогда Будда погладил Налагири по хоботу и ласково заговорил с ним. Преисполневшись почтения, слон хоботом отряхнул пыль со ступней господина и посыпал ею свою голову. Потом он стал пятиться и не поворачивал головы, пока не вернулся в стойло. С тех пор Налагири всегда был послушен. Обычно слонов приручают плетью и оружием, но Благолословенный усмирил слона силой своей любви.

Девадатта насылает на Будду слона

Не оставляя надежды стать лидером Сангхи, Девадатта придумал вероломный план. Он заручился поддержкой пятисот одураченных им монахов, и с их помощью решил расколоть Сангху.

Он потребовал от Будды ввести пять дополнительных правил, которые монахи обязаны были соблюдать:

1) Всю свою жизнь не покидать леса,

2) Жить лишь на подаяние,

3) Шить одежду из отрепья, найденного в кучах мусора или на кладбищах,

4) Жить у подножия деревьев,

5) Не есть рыбу и мясо на протяжении всей жизни.

Девадатта выдвигал свои требования, точно зная, что Будда их отвергнет. Он очень обрадовался, когда Будда отказался от предложенных правил, и воспользовался этим, чтобы пополнить ряды своих сторонников и последователей. Молодые монахи, которые еще плохо знали Дхарму, покинули Будду и провозгласили Девадатту своим лидером.

Еще при жизни Будды, на девятом году его учительства, когда он пребывал в Каушамби, один любимый в общине монах оказался виновным в нарушении обета и отказался открыто покаяться перед общиной в своем прегрешении, как того требует устав. Тогда противная ему партия осудила его на изгнание, а симпатизировавшие ему стали требовать отмены приговора. Напрасно старался Будда уладить спор. Обе партии обменивались ругательствами, даже дрались между собой, к соблазну мирян. Не обошлось и без оскорблений в адрес Будды.

Будда, овладев собою, созвал собрание монахов и, стоя в середине, сказал стихами: “Громок шум, производимый обыкновенными людьми. Никто не считает себя глупцом, когда возникает раздор, все считают другого ниже себя”, и закончил: “Если не находится умных друзей, товарищей, которые всегда поступали бы по справедливости, никого постоянного, то следует странствовать одному, подобно царю, оставившему утраченное царство, подобно слону в слоновьем лесу. Лучше странствовать одному, с глупцами не может быть сообщества. Странствуя в одиночестве, не накопляешь кармы и остаешься без забот, как слон в слоновьем лесу”. Вслед за этим он оставил монахов и провел в одиночестве десятый дождливый сезон. Между тем взбунтовавшиеся в Каушамби монахи были усмирены мирянами, которые перестали подавать им милостыню и не оказывали никакого почтения. Монахи просили тогда у Будды прощение, которое он им и дал после того, как наложил на виновных покаяние.

В конце концов, когда достопочтенный Сарипутта и достопочтенный Моггаллана объяснили им суть Дхармы, они вернулись к Будде.

С тех пор Девадатта влачил жалкое существование. Он тяжело заболел, когда его планы рухнули, и перед самой смертью он искренне раскаялся в содеянном и захотел в поледний раз увидеть Будду. Но тогда уже зрели плоды его злой кармы, и они помешали ему осуществить задуманное. Он отправился к Будде, но не дошел и умер у ворот монастыря Джетавана. Перед смертью он принял прибежище в Будде. И хотя в наказание за все его преступления его ждут тяжкие страдания, святая жизнь, которую он вел в юности, позволит ему однажды стать пратьекабуддой по имени Аттхиссара. Как и все пратьекабудды, он достигнет Просветления своими силами.

Деятельность Будды и без происков Дэвадатты была полна всевозможных приключений и опасностей. Несмотря на его величайший при земной жизни авторитет у него находились и другие враги, которые чинили ему препятствия.

Один брахман, по имени Магандия, предложил в жены Будде свою красавицу дочь, несмотря на принадлежность последнего к другой касте и на данный им обет безбрачия. Своим отказом Будда нажил в лице отвергнутой им красавицы непримиримого врага: впоследствии она вышла замуж за сына царя и пыталась отомстить Будде.

Ему пришлось пережить многое: и лживые обвинения со стороны противников, проповедников иных учений, и откровенное презрение со стороны людей, особенно родных и близких кшатриев, считавших, что такому здоровому, крепкому мужчине лучше было бы заняться земледелием или каким-нибудь другим полезным трудом.

Однако за исключением козней родственника и отдельных врагов продолжительная жизнь Победоносного протекала как мощная, уверенная в своем величии чистая река, увлекающая за собой более мелкие ручьи в движении к великому Океану Пробуждённости.

Далее

К разделу "Мифы и легенды"

На главную страницу