Поворот колеса учения

Первым существом, обратившимся к Будде Шакьямуни за наставлениями и получившим их, был дева, который в начале тапаса Гаутамы, стал пастухом в тех местах, и посадил дерево для подвижника, чтобы оно давало Ему тень. Ко времени Пробуждения этот пастух умер и переродился в дэвалоке — области богов, и на шестой неделе после обретения Гаутамой состояния Будды он спустилось к ногам Учителя, явившись, таким образом, первым слушателем его Учения.

Первыми последователями — упасаками, т. е. мирскими учениками Будды, стали два купца, гнавшие караван из Ориссы по лесу, через который шел Будда с обретенной только что чашей. Они, по совету некоего дэвы, приходившегося им родней по одному из прежних воплощений, предстали перед Буддой и предложили ему пищу — мед, рисовую кашу и сахарный очищенный тростник. Это была первая пища, которая была предложена Будде.

Купцы , склонившись к ногам Будды, воскликнули: «Мы здесь, о Великий! Будда Прибежище наше, и Учение Твоё Прибежище наше! Пусть отныне и на всю нашу жизнь Будда считает нас Его попечителями, ибо мы прибегаем к Нему! Да удостоит Бхагават принять нас в качестве учеников с этого момента!»

Будда дал им свое согласие на то, чтобы они стали упасаками и наставил их в Пяти обетах. «Чему нам теперь поклонятся?» — спросили они. Будда подарил им восемь своих волос и благословил их, сказав: «Благословение Победоносного приносит счастье во все страны. Оно приносит осуществление всех желаемых целей. Все ваши планы должны осуществиться, и скоро все будет благоприятным».

От них он узнал, что его бывшие учителя Арада и Удрака умерли неделю назад.

Первые слушатели Будды

Теперь Будда хотел научить других людей, как стать мудрыми, добрыми и помогать другим. Он подумал: “Асита, Алара и Удакка уже мертвы, но мои друзья Конданна, Бхаддия, Ваппа, Маханама и Ассаджи все еще в Бенаресе. Я должен пойти туда и поговорить с ними”. И он отправился в Бенарес. Он шел, пока не увидел рощу под названием “Олений парк”, где обитали пятеро его друзей. Они заметили его и стали переговариваться между собой: “Посмотрите туда! Вот идет Готама – любитель роскоши, который перестал поститься и вернулся к жизни в праздности и комфорте. Не говорите с ним и не выказывайте ему никакого уважения. Пусть никто не подходит к нему и не берет его чашу или плащ. Мы положим для него циновку: пусть сядет, если хочет, если нет – пусть стоит. Кто станет прислуживать такому никчемному аскету, как он?”

Однако по мере того, как Будда приближался, становилось все заметнее, что он изменился. В нем было что-то, чего они никогда не видели прежде, что-то невыразимо величественное и благородное. Вопреки самим себе, даже не успев подумать, они забыли все, о чем договоривались. Один бросился вперед, чтобы встретить его, и с почтением взял его чашу и плащ, другой принялся готовить место, где он будет сидеть, а третий побежал за водой, чтобы омыть ему ноги.

Будда сел и заговорил с ними: “Слушайте меня, аскеты, я нашел путь к бессмертию. Позвольте рассказать вам, позвольте научить вас. И если вы услышите, и запомните, и будете практиковать, как я скажу вам, то очень скоро – не в будущей жизни, а здесь и сейчас – вы поймете, что я говорю вам правду. Вы сами достигнете состояния за пределами жизни и смерти”.

Разумеется, пятеро аскетов были сильно удивлены, когда услышали такое от своего старого учителя. На их глазах он оставил тяжелую жизнь аскета, и они подумали, что он прекратил поиск истины. Поэтому сначала они ему не поверили, о чем прямо ему и сказали.

Но Будда ответил: “Вы ошибаетесь, аскеты. Я не оставил своих поисков. Я не живу в праздности и комфорте, не потакаю своим желаниям. Послушайте меня. Я достиг высшего знания, я проник в суть явлений. Я могу научить вас, и вы сами достигнете того же”.

Наконец пятеро аскетов согласились выслушать его, и он изложил свое первое учение, в котором призывал избегать двух крайностей: не истязать себя, но и не потакать своим желаниям. Также он провозгласил Четыре благородные истины и рассказал о том, как следовать Благородному пути, ведущему к свободе от страданий и просветлению.

1. Болезнью жизни является Страдание или Неудовлетворенность;

2. Причина этого страдания в желаниях;

3. Есть состояние за пределами мира страданий — Нирвана;

4. Есть Восьмиричный Благородный Путь, ведущий к Нирване.

Первые ученики Будды

«Вот благородная, святая Истина о страдании:

Муками сопровождается рождение. Мучительна старость. Мучительна болезнь и смерть мучительна. Соединение с неприятным — страдание, и разлука с приятным, и всякое неудовлетворенное желание — также являются страданием. Ее пять родов сочетаний, возникающих от привязанностей, мучительны.

Вот благородная Истина о причине страдания:

Воистину, это — жажда, причиняющая возобновление бытия, ведущая от рождения к рождению, сопровождаемая чувственными вожделениями, ищущая удовлетворения то здесь, то там: желание удовлетворения страстей, желание будущей жизни, жажда успеха и власти в этой невечной жизни. Такова, о бхикшу, Истина о происхождении страдания.

Вот благородная Истина о прекращении, угасании страдания: Воистину, это отрешение от той жажды бытия, ведущей от рождения к рождению. Отказ от нее, прекращение этой жажды путем полного преодоления всех желаний, ввергающих нас а сансару. Это полное освобождение от влечения этой временной жизни, избавление от него, отречение от него, отделение себя от него, победа над ним. Такова, о бхикшу, истина о прекращении страдания.

Вот благородная Истина о пути, ведущем к Нирване, к преодолению страдания: Воистину, это открытый Татхагатой Путь, лишенный двух крайностей, Путь, глаза открывающий, Знание дарующий, к обретению Покоя, к достижению Высшей Мудрости, к полному Пробуждению, к Нирване ведущий: Истинное воззрение, Истинное намерение, Истинная речь, Истинное деяние, Истинная жизнь, Истинное усердие, Истинное осознавание, Истинное самадхи.

Такова, о бхикшу, Истина о Срединном Пути Восьмиричном, преодолевающем сансару и ведущем к Нирване».

Потом Будда направился в Урувелу и там обратил в свою веру сразу тысячу брахманов, во главе которых стояли три брата из фамилии Кашьяпа. Перед ними Будда произнес свою вторую проповедь.

После Будда направился в Раджагриху, столицу Магадхи. Правивший тогда царь Бимбисара, выслушав Будду и его сторонников, обратился в его веру вместе с большим числом своих подданных и в течении всей своей жизни покровительствовал Будде и его общине. По преданию Бимбисара пригласил Будду к себе на обед, угощал его изысканнейшими блюдами, а по окончании обеда подарил ему большой парк, Велувану, “Тростниковую рощу”, и Учитель принял этот дар. Там Будда останавливался, когда посещал Раджагриху, и с этой рощей связаны многие события его жизни. В Раджагрихе Будда обрел тогда и двух учеников, занявших впоследствии первые роли после него в общине, – Шарипутру и Маудгалаяну, которые были странствующими шраманами. Слова, которые сообщил им Будда, считаются и до настоящего времени ядром учения Будды. Смысл их таков: “Татхагата (так Будда называл себя в третьем лице) познал, в чем причины форм существования, то есть всех перерождений, и как они могут быть уничтожены”.

Далее

К разделу "Мифы и легенды"

На главную страницу